Часовни и монастырь в Кеноозерском крае, которые я видела в период с 3 июля по 3 августа 2006 года

Часовни и монастырь в Кеноозерском крае, которые я видела в период с 3 июля по 3 августа 2006 года.

Смотри фотоальбом КЕНОЗЕРЬЕ

Монастырьмоно – один – целый. Монах – тот, кто находится в состоянии целостности. Монастырь – то, что является местом для прихода целого. Целое есть Бог. В здоровое и целое тело нисходит Дух.

Часовенка частовенка от слова часть. Место, где отправляется обряд служения части от целого, одной из ипостаси Бога, например, святому Миколе или святой Параскеве. Приход в монастырь – это слияние частей в одно целое и единое. Часовенка в честь=часть чью-то возводилась. У каждого места свой Дух, свой Святой.

Каждому Духу своя плоть и своя обитель с местом – горкой и телом — часовенкой.

Деревня Горбачиха

Святой роще на пригорке – холме – Красной=Красивой=Светлой=Святой горке – находится восстановленная, но не освящённая церковь Святого Миколы-Николы=Николы Чудотворца. Рядом с ней, слева, стоит домик, напоминающий избушку Бабы-Яги. Крыша домика украшена знаком v но уже без одной из его частей. Этот знак v — символ лунных рожек (месяцевы рожки), а также символ сороки – самого богатого головного убора женщины. (1 ноября День преподобного Иоанна. Время сожженного пути. В это время не следует начинать никаких дел. На западе время Hallowe’en’а (31 октября) – праздник перед днем всех святых, который празднуется на западе 1 ноября. Сейчас Hallowe’en превратился в детский праздник. Несмотря на то, что в 1736 г. смертный приговор за колдовство был отменен, гонения, устраиваемые мужами-церковниками на женщин-язычниц продолжались еще долгое время.

    Недаром, именно в это время женщины примеряют женский головной убор под названием «сорока». Сорока – род кички, на челе пониже. А с боков повыше. Иногда могла быть с повоем – шитой ширинкой, убранной шитьем, низаньем, камушками драгоценными или речным жемчугом. Сорока была с крыльями. Это самый некрасивый бабий головной убор, но самый богатый.

    Птица сорока – символ Богини Макоши. 10 ноября наступит праздник Богини Макоши. Макошь — великая Богиня, матерь Коша – солнышка мертвецов, матерь ночного светила. Макоши подчиняются и Боги, и люди. Она следит за мироустройством, за соблюдением обычаев, обрядов. Милует и награждает тех, кто придерживается старинных обычаев и традиций. Макошь награждает только сильных духом, борющихся за свое счастье и свою долю. Она дает выход из самых безвыходных положений, если человек не отчаялся, борется за свою жизнь, если не изменяет себе и мечте.

    Женщины, надевающие на себя одежду и головные уборы, связанные с символикой Макоши, сами превращались в Богиню Макошь, это так называемое ритуальное переодевание. Надела ее одежду и стала ею.

Птица сорока является символом мира с его основными функциями.

    В первые годы своей жизни ребенка родители играют с ним в игру «Сорока-воровка кашку варила…». Благодаря этой игре дитё познает первую функцию этого мира – кормление. Мир, в образе сороки является перед ребенком. Сорока заваривает кашку и кормит, но кормление происходит в том случае, если ребенок выполняет заданную ему работу. В том случае, если работа не выполнена, ребенку в еде отказывают. Таким образом, ребенок узнает следующее: для того, чтобы получить от этого мира свою долю, этому миру также нужно что-то дать взамен. Сорока не просто кормит ребенка, она поощряет и награждает ребенка едой за выполненную работу. Также нам хорошо известно, что сорока падка до блестящих безделушек, которые «плохо лежат». Так ребенок узнает, что если вещь будет положена не на свое место, то она может исчезнуть, ее могут украсть. Мир падок на те вещи, которые плохо лежат. «Подальше положишь, поближе возьмешь», — гласит народная мудрость. Сорока-сплетница, трещотка. Она на своем хвосте приносит всякие разные вести, что позволяет человеку узнать об опасности, которая может его подстерегать. Таким образом, сорока предупреждает о том, что может случиться. Итак, основные функции Мира, с которыми ребенок знакомится, благодаря проигрыванию потешек-ладушек, в которых является образ сороки: 1. Кормление; 2. Поощрение, награждение; 3. Исчезновение плохо положенного; 4. Предупреждение об опасности).

    Эта избушка (ныне закрытый амбар) стоит на месте бывшего места перехода, а церковь святого Николая перенесена чуть поодаль, то есть, получается, что смещена отметка места перехода.

   Недалеко в лесу также находится маленькая часовенка святого Миколы. Это более древняя и старая часовенка. Эта часовенка срублена в виде лодки. Такой сруб было привычно поставить человеку, живущему в единении с природой. Лодка, идущая по воде и ты лодка=ладья, плывущая по течению, по потоку жизни. Лодка = ладь =, ладя= ладь я. Лад – одна из составляющих мировой гармонии, мироустроения; взаимная стройность музыкальных звуков. Неладно – неустроенно, неустроенно – не в строе, выбивается из целого. (Ладниться – жить дружно, согласно, ладно, мирно). Не будет лада – будет разлад, не будет мира. Не будет душевного лада – не будет в тебе равновесия – будет всё время захлёст или перевес в какую-либо сторону. Лодка – ладья – образ пустого тела, в которое нисходит Божественный Дух погостить. Тело – тот же погост, куда нисходит Душа, тело – тот же храм для Духа, а монастырь, церковь или часовня – погост для самого тела. В часовенку-лодочку слетаются Божеские Души, чтобы начать свой путь-движение по этому миру.

Деревня Тырышкино

    (Тырышка – зажиточный человек. Тырить, торить, рыть, ротить – прокладывать путь к своему. Тырить не равно воровать). Эта деревня расположена на другой стороне Катицкой лахты. Здесь расположена часовенка, посвящённая Святой Параскавее Пятнице. (Параскевэ в пер. с греч.яз. значит «пятница»). Пятница – пятый день недели, посвящённый Параскеве. Св. Параскева пособляет женщинам в прядильном мастерстве. Тканьё и прядение – это образы творения жизни и мира. Параскева – это ипостась Богини Макоши, Богини Земли, матери Кощея бессмертного или Коша=Луны. (Луна=круг O и месяц-серп. Серп – часть луны C ). Эта часовенка также расположена в Святой роще. Дверь часовенки подпирается метлой. Метла – атрибут Бабы-Яги. Метла метёт и очищает от всего ненужного двор и дом. Метла очищает путь и дорогу, и весь сор Баба-Яга отправляет в печь, в огонь. Баба-Яга – ипостась Богини Макоши и её же жрица, то есть Баба-Яга отправляет обряд служения Богине Макоше на земле. У Бабы-Яги в услужении все времена суток. Совсем недалеко от часовенки Парасковеи Пятницы расположена самая маленькая в мире часовенка – часовенка Одинокого Путника. Эта часовенка расположена на западном берегу Кеноозера. В источниках по архитектуре и зодчеству Каргополья эта часовенка названа «Крёст». Внутри неё находился раньше крест. Эта часовенка стоит на границе двух миров: мира дикой природы, мира зверей, мира Богов, мира зверо-Богов и мира людей, природы возделанной людьми. Часовенка словно гробик, в который заходишь, когда пересекаешь границы миров. Идя из мира людей в мир богов, человек проходит через часовенку-гробик-утробу и рождается в мире Богов, возвращаясь из мира Богов, человек совершает тот же обряд. По разуму у часовенки должно быть два входа: вход из мира природы людей и выход в мир Богов и наоборот. Через гробик каждый из нас выходит в жизнь. Через гробик-утробу в тель приходит Дух, через гробик-домовину Дух, оставляя тело, уходит в другую жизнь.

Гроб – борг – Берг = борог – обережение, нахождение под покровительством Бога Бера = медведя = Бога Велеса.

Гроб – домовина из дерева.

Бер – берлога. Реб – ребёнок. Ребёнок, находящийся в теле матери, в животике, в берложке – во чреве.

    Недаром эта часовенка названа часовенкой одинокого путника – именно ОДИНокого, то есть путешествующего Божественного Духа, который заходя в неё рождается то в одном, то в другом мире, отмечая тем самым место перехода, где есть возможность совершать такой переход.

Деревня Косицыно

    Здесь находится часовенка, посвящённая Святой Анастасии. Святая Анастасия – это ипостась Богини Макоши. И праздники в честь святых Параскевы и Анастасии идут друг за другом: 10, 11 и 12 ноября. (11 ноября. Анастасия-овчарница. Настасья-стригальница. Аврамий-овчар. Анастасия-заступница овец. Теплу конец – пора стричь овец. Начало стрижки овец. В хозяйствах последний раз в году стригли овец. Пастухов потчевали пирогами из новой муки за то, что летом сберегли ота­ры и стада, говорили: «Руном с овцы одевались и отцы». Вот и настало время валенки катать из овечьей шерсти. Молодые люди полюбившимся им девушкам старались валенки добыть. Вот знатный-то подарочек. И была у парня забота: вызнать, какой размер у полюбившейся ему красавицы. Для этого он высматривал, куда девица шла, а потом яблоневой веточкой снимал ее мерку. Яблоневая веточка оберегала мысли девушки от худой молвы, ведь яблонька также нежна, как и девушка. К этому времени и рукавички шить настала пора. И шили женщины рукавички, произнося словечко обережное. Ведь сколько мужчинам приходилось зимой по лесам походить. И надо было, чтобы рукавички не только его согревали, но и охраняли. Ведь ему в зверя стрелять, значит, рука не должна подвести, дрогнуть в ненужный момент. Вот и приговаривали, пришептывали заботливые жены над рукавичками на удачную охоту, на удачную рубку леса. В этот день угощали домашним сыром и творогом. И про овечушек с козочками в этот день не забывали). Замечу, что около этой часовенки мы постоянно наблюдали то стайку детишек во главе с девочкой Настенькой, то стадо овечушек.

Деревня Вершинино

    Часовенка Святого Николы Чудотворца. Праздник в честь святого Николы Зимнего отмечают 6 декабря по ст.стилю или 19 декабря по новому стилю, а также Николу летнего чествуют 22 мая. Никола – не солнышко. Ни=Не. Кола — коло колокол – круг символ солнышка. Кол – колья – плашки от деревьев – то, что даёт свет и тепло. Солнышко тоже даёт свет и тепло. Николо – это другое солнышко. Солнышко, освещающее другой мир. Это Луна. Луна освещает мир предков, мир Богов и по фазам развития луны мы живём в подлунном мире.

    Вот и получается, что все эти часовенки и церквушечки стоят на местах древних капищ. Капища – места, где отправлялись обряды, которые поддерживали лунные циклы, а значит поддерживали жизнь на земле.

Капище — капь – копь – кобь – кобение – отправление кобений волхвов. Кобь – гобь – гобин – богатство. Гоб=бог. Капище – это место поддержания божеского начала на Земле.

    Несмотря на то, что церквушечки и часовенки названы как в честь «мужчин», так и в честь «женщин» — всё это отправление женского культа, то есть животворящего начала, то есть родового прохода. Луна = анул = нуль = ноль = лоно = круг = женское лоно. Выход из женского лона на просвет.

Макарьев монастырь в Хергозерской обители

    (1 февраля. Макарьев день. Ма­карий Солнечный. Макарий – погодоуказник. Природа начинает обновляться, очищаться и принимать новый облик. Отсюда в этом месяце такое обилие очистительных обрядов – идет подготовка к встрече весны. В этот день самовар полагалось поставить пораньше. Макар валенком раздувает самовар. С угольев дым передастся следам-подошвам, и тогда никакая хвороба не пристанет к ногам. Тепло от угольев – ногам на здоровье. Подшучивали над Макарием: «Нашему Макарке все огарки». А так ли шуточно когда-то звучало это присловье? Имя Макарий в переводе с греческого языка означает блаженный, счастливый. Блаженный – благой – святой, то есть тот, кто светится, недаром именно конец зимы и начало весны ознаменованы встречей солнца, празднованием Масленицы. То есть Макарке недаром отдают огарки – угольки, которые он распалит и Солнышко в скором будущем засветит во всю свою мощь, во всю силу, станет ярым и жгучим. Ведь недаром в народе Макария называли Солнечным, то есть Макар – это тот, который солнышко призовёт светить ярче, если дать ему огарочки. Есть ещё в народе присловье «Вот таким вот макаром вышло». Так каким же таким макаром? Сейчас это присловье окрашено ироническим значением, а раньше означал, что в светлом состоянии дело было сделано, о котором речь заходила).

Обратите внимание на само слово Хергозеро. Хер – символ родового начала.

Макарийские острова, острова блаженных, Беловодье, Гиперборея, Ирий. (И в западной и в славянской мифологии).

    Беловодье — это сказочная страна, где текут молочные реки и лежат кисельные берега. Название это произошло от белых животворных ручьев, текущих из вымени небесной Коровы Земун, согласно «Велесовой книге» вскормившей всех людей. Это другое наименование Ирия-рая. Не менее удивительные места находятся и в Березане — некой райской местности, не то острове, не то горе. Там растет «вниз ветвями и вверх корнями» солнечная береза. Можно найти счастье, если побывать и на блаженных островах Макарийских. Здесь реки медовые и молочные, берега у них кисельные, точно как в раю-Ирии! Это некая круглая равнина, омываемая со всех сторон рекой-океаном. Старинная «Книга, глаголемая Козмография» сообщает нам, что находится остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; залетают на сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное… Там зимы нет.

    В русском народном мировоззрении образ страны всеобщего счастья и блаженства известен как апокрифические Макарейские (Макарийские) острова (что, собственно, является греческим эквивалентом Островов Блаженных: makarios означает «блаженный», «счастливый»):

На Макарийских островах,
Куда не смотрят наши страны,
Куда не входят смерть и страх
И не доходят великаны, —
На Макарийских островах
Живут без горя человеки,
Там в изумрудных берегах
Текут пурпуровые реки.
Там камни ценные цветут,
Там все в цветенье вечноюном,
Там птицы райские живут —
Волшебный Сирин с Гамаюном…

Константин Бальмонт

    Гиперборея столь же знаменита, как и ее географическая сестра — Атлантида. Обе — звенья одной цепи, участь обеих одинакова: они погибли в результате мощного природного катаклизма. Или это был не катаклизм, а сознательный уход в другое пространство посредством серебряных или гематитовых или обсидиановых зеркал? Возможно, Гиперборея – это нынешний Кольский полуостров, край древнего солнечного божества — Коло, Карелия, Полярный Урал, Новая Земля, Шпицберген=Гренландия (русский Грумант) и другие северные территории.

    В памяти северных народов воспоминания о Золотом веке спрятаны в таких образах, как чудо-меленка, скатерть-самобранка, волшебные жерновки и др. У карело-финских народов это запечатлелось в виде образа-символа волшебной мельницы Сампо (по-саамски — Сайво), которая расширилась до размеров Страны изобилия, существующей в потустороннем мире.

    В русских сказках – это чудесная мельница — символ вечного изобилия и счастья. Это известный сюжет о волшебных жерновках, их герой сказки добывает на небе, взобравшись туда по стволу и ветвям огромного дуба=Мирового Древа. В середине прошлого века в Смоленской губернии была записана присказка, изобилующая образами блаженной жизни. Речь идет о сказочной Небесной избушке, у неё стены из пирогов, печка из блинов, столы сырные, лавки пряничные, и всего в ней довольно: и масла, и творога, и меда. Скатерть-самобранка – образ непрекращающегося изобилия. Образ «молочных рек» напрямую сопряжен с Молочным морем — так в старину именовался у индоевропейцев покрытый белым снегом и льдами Северный Ледовитый океан. И климат в то время на земле был совершенно иной, нежели теперь, более тёплый и мягкий.

***

    Празднование дня памяти преподобного Макария происходит 7 августа. Макарий -один из самых почитаемых местных святых. Праздник был ярким событием для всего Каргополья.

    Макарий — ярмарка-именинница. К Макарию приурочена Нижегородская Макарьевская ярмарка, которая открывалась 15 июля и длилась до 25 августа. Обычным местом проведения ярмарок была прицерковная площадь. Здесь же сооружались торговые ряды, лавки, но многие торговые люди продавали свой товар прямо с телег. Некоторые привешивали к груди лотки и сопровождали свою продажу товара громкими шутками-прибаутками, привлекая внимание к своему товару. На ярмарке устраивалось множество развлечений: карусели, вождение ученого медведя, который показывал как дети горох воруют или как пьяный мужик до дому добирается. Особенной популярностью пользовались балаганы, кукольные театры, райки. На ярмарках можно было увидеть много необычного, редкого, обменяться всевозможными новостями.

    Заветы преподобному Макарию Унженскому и Желтоводскому по поводу болезни, особенно скота, с обещанием сходить на Макарье, весьма многочисленны в западной и южной частях Каргополья. А в Макарьев день сюда сходилась вся округа, приходили за 30-50 километров. Ходили на Макарье целыми деревнями, ибо преподобный Макарий почитался как самый скорый и надежный заступник и избавитель от всех болезней и напастей. Получается, что Святой Макарий – это ипостась Бога Велеса, скотьего Бога. Многие шли крестным ходом; недалеко от Макарьевской церкви, у часовни на росстани, встречались 7 крестных ходов: из Каргополя, из селений, из Ошевенского и Челмогорского монастырей. Крестным ходом из Каргополя проходили около 50 километров — об этом помнят многие.

    Макарьев монастырь был построен Сергием и Логином — двумя монахами Ошевенского монастыря, поселившимися на Хергозере в 1636г и прожившими до 1648г. Храм был построен в честь преподобного Макария, жившего в XVI веке близ Нижнего Новгорода и возведшего на р. Унже монастырь. Троицкий храм был освящён в 1653 г. Вместо него в 1800 г. был построен каменный храм, в который перенесли иконостас и иконы из деревянной церкви. Другой храм — двупрестольный храм Введения Богородицы и Николая Чудотворца — был деревянным до 1798г. То есть было два каменных храма, а между ними колокольня и оба храма были окружены деревянными избами с великолепными резными наличниками. Двупрестольный=двуалтарный храм не сохранился. То есть не сохранившийся храм имел два алтаря, которые посвящались Богородице — культ лунного цикла — женщине — и Николе Чудотворцу — Несолнечному, то есть тоже лунному циклу, но облачённому в ипостась мужскую + Троицкий храм и всё это было соединено колокольней! И у Троицкого храма пять куполов деревянных, обитых железом. Это мы и видели. Мы видели оставшиеся стены от Троицкого храма. То есть камень вместе с деревом. И оба этих монастыря полностью были окружены водой с маленьким перешейком справа, если стоять лицом к храму, как мы его впервые увидели. Очень похоже по рисунку, что этот двухалатарный монастырь стоял на пригорке, на этой возвышенности, которая вся обросла деревьями. Вероятнее всего, на месте этого двуалтарного храма находилось раньше капище. И таким образом получается, что этот двуалтарный храм соединял в себе два начала: женское – Богородица и мужское – Никола Чудотворец и вытекал в одно начало – Дух. И если посмотреть на само строение храма, то мы увидим два куполка-луковинки, венчающие алтарные части и над ними один купол-луковица, уходящий в высь. (Сама луковичка являет собой подобие взметнувшегося пламени костра). Также сотворены и половые органы мужчины и женщины: два яичника или яичка и бугорок-пригорок-куполок – капище над ними. Таким образом, даже несмотря на то, что в мировоззрении произошёл раскол, что произошло поделение на две половины: чёрное и белое, плохое и хорошее, доброе и злое, мужское и женское, день и ночь, человек, отправляющий культ родового начала, осознавал необходимость воплощенного целостного образа.

    Хергозеро обладало целительными силами. Вероятнее всего и рак можно было вылечить в этом месте.

    Пустынь была популярным местом паломничества жителей окрестных деревень и оживлённым населённым пунктом, имевшим постоянный торжок «по левую сторону Пудожского тракта». Однако уже в конце XIX в. в Хергозерском погосте осталось всего лишь два двора и 5 постоянных жителей.

    Недаром это место именовалось погостом. Погост — место, куда приходит погостить Господь-Батюшка, Дух ниспускался в тель через погосты и капища.

    Таким образом, получается, что в этом суровом месте отправлялся женский культ, то есть культ родового начала. Островок, на котором расположен монастырь, полностью окружён водой. Вводно-лунные культы. Недаром месячные-приливы у женщин зависят от циклов луны. Лунные приливы и отливы — женские приливы и отливы. Луна и вода взаимосвязаны напрямую. Само по себе место схимническое, аскетичное, строгое, суровое. Отправлял здесь культ мужчина=-служитель.

    Часовенка же Параскевы-пятницы очень уютная, домашняя, обжитая, украшенная ткаными вещами, лентами, полотнами. А когда в ней зажигаются свечи, то появляется ощущение таинственности, храмового домашнего очага, приподымающего покров и раскрывающей эту таинственность, высвечивающую её и делающую явной. Да и потолок часовенки, который называется небесами, состоит из 8 граней – лучей. Восьмёрка — символ бесконечности, образ молекулы ДНК. Образ перетекания из одного начала в другое, то есть переход из одного мира в другой. Перевёрнутая восьмёрка.

    Несмотря на кажущуюся разность этих святых мест часовенки Парасковеи Пятницы и Макарьева монастыря они отражали одно и то же. В подобных местах происходило сохранение древних капищ и отправление обрядов поддержания жизненного цикла.

    Капище – отметка на границе того места между мирами, куда ты хочешь прийти вновь, то есть отметка того места, где можно воплотиться. Чтобы путь был лёгким, необходимо было эти места не только сохранять, но и держать в чистоте, то есть задача стража была держать место перехода расчищенным, дорожка не должна травой-полыньёй порасти. Чтобы воплотиться вновь необходимо всю свою силу в пучок собрать и световым пучком сюда снизойти, а чтобы знать, куда прийти, и нужны были капища.

    Отсутствие образов – основная проблема на пути возвращения в тель. Капища и их стражи помогали духу вернуться и воплотиться. Человек – последняя ступень при нисхождении Духа в плотность.

    Самое известное капище, посвящённое Святовиту, находилось на острове Рюген. Святовит – верховное божество прибалтийских славян. Аркона – славянский город X-XII веков, расположенный на о. Рюген в Балтийском море. Это религиозный центр, который объединял южные славянские племена. Управлял городом верховный жрец Святовита. В 1168 г. датский король Вальдемар I разрушил город и храм. Статуя Святовита была сожжена. Остатки храма Святовита, стены, крыша, которые были окрашены в красный цвет, были раскопаны в 1920 г.

    Купол. Купола церквей, вздымающиеся в высь. Купол – куп – купина – купель – огонь, свет или вода, если окунаешься в купель. Возносясь, ты уходишь, воспаряешь в свет или же ты сидишь под свинцовым колпаком. Иван Купала – огненно-водный праздник. Восхождение к свету, через воду и прыгание через костры.

Свинцовый колпак – мышление, тяжесть, беспросветность, тьма. Δ

Купол — купель = вода + огонь = крест. Δ

Купол храма, истончающийся и восходящий в самую высь, источает тело, остаётся только Дух.

    Находясь под куполом, ты можешь ощущать легкость, свет, радость бытия, а находясь под свинцовым колпаком ты ощущаешь мощное давление, тяжесть, сквозь колпак не проёдешь, сквозь купол испаришься, просочишься, вытечешь. Колпак плотен, а купол прозрачен, недаром купола золотили.

Образ купола и колпака один – треугольник, а суть разная.

    Пирамида – тот же треугольник и переводится слово пирамида как огненный дом. И строилась пирамида таким образом, чтобы по ней нисходили солнечные и лунные лучи на землю и питали её. Стены пирамид покрывались специальными растворами, включающими в себя состав серебра, чтобы нисхождение лучей происходило правильным путём.

    Женское лоно – перевёрнутый треугольник. Это нисхождение Духа в тель, в глубь. Чтобы оказаться наверху, необходимо спуститься вниз. Чтобы познать себя, необходимо уйти в глубь.

Костёр – тот же треугольник. Δ

Готические соборы – то же построение, истончение тели и воспарение Духа в высь.

    В словаре В.И. Даля дано следующее объяснение слова капище: (капость, capella), языческий храм и т.д. Одна из жительниц Кенозерья произносила слово пакости как «капости». То есть пакости – это то, что плохо, если грубо говорить, а капости – это то, что ведёт к свету. Слово «capella» созвучно словам «купель», «капель».

Метки , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Закладка постоянная ссылка.

Возможность комментирования заблокирована.