Стихиальная Испания

Стихиальная Испания

Анхана_2

«Дуэнде возможен в любом искусстве, но, конечно, ему просторней в музыке, танце и устной поэзии, которым необходимо воплощение в живом человеческом теле, потому что они рождаются и умирают вечно, а живут сиюминутно».

Федерико Гарсиа Лорка

«У всякого искусства свой дуэнде, но корни их сходятся там, откуда бьют чёрные звуки Мануэля Торреса — первоисток, стихийное и трепетное начало дерева, звука, ткани и слова. Чёрные звуки, в которых теплится нежное родство муравья с вулканом, ветром и великой ночью, опоясанной Млечным Путём».

Федерико Гарсиа Лорка

«А дуэнде… Где он? Арка пуста — и мысленный ветер летит сквозь неё над черепами мёртвых навстречу новым мирам и неслыханным голосам, ветер с запахом детской слюны, растертой травы и покрова медузы, вестник вечных крестин всего новорожденного».

Федерико Гарсиа Лорка

«В буквальном смысле el duende – дух ветра; эта сила определяет поступки и творческую жизнь человека, в том числе его походку, звучание голоса, даже то, как он поднимает мизинец. Этот термин используют в танце фламенко, а также для описания способности мыслить поэтическими образами. Среди латиноамериканских curanderas, которые собирают сказки, он понимается как способность становиться вместилищем духа, иного, чем свой собственный. Кем бы ты ни был – художником, зрителем, слушателем или читателем, – когда el duende есть, то ты его видишь, слышишь, чувствуешь за танцем, музыкой, словами, произведением искусства, ты знаешь, что он в них. И когда el duende отсутствует – ты это тоже понимаешь».

Кларисса Пинкола Эстес

IMG_5192IMG_5193…По ходу написания данных заметок я на сайте одной путешественницы прочитала о том, что в чудесной кантабрийской деревушке Сантильяна дель Мар продаётся множество бесполезных вещиц. И что любопытно именно об этих вещицах, а вернее, именно об этих образах, воплощённых в этих маленьких скульптурках, я и хотела рассказать и как раз о том, что их очень много в Кантабрии, в местечке Сантильяна дель Мар…

Итак, начинаю своё медитативное повествование в виде ряда наблюдений, в заключении которого Вы окунётесь в отнюдь не тихие лесные воды Усиеды, а в бушующие волны Атлантики…

Подобного рода созданий, речь о которых пойдёт ниже, причисляют теперь к низшей мифологии, нечисти, нищим божествам, а когда-то их ласково называли божата, то есть маленькие боги, которые выполняли свою узконаправленную работу да и сейчас выполняют. Как правило, в них видят шаловливых или вредоносных проказников. В любых рассказах о них Вы обязательно найдёте описание их внешнего вида и советы по тому, как от них избавиться. Дуенде, трасго, анхана, нуберу, тренти или эуро — это духи, обитающие на территории Испании, напрямую, связанные со стихиями земли, воды, воздуха, огня. Они являются воплощёнными духами этих стихий и одновременно создателями разнообразных форм, через которые эти стихии проявляются. Занимательно то, что и человек также является воплощением всех этих стихий. Но так как человек привык всё разъединять и делить, а не объединять и умножать, то он разъединяет, например, стихию воды и анхану — духа воды, а следовательно, отделяет и то, и другое от самого себя. Ну а про таких созданий как русалка с рыбьим хвостом или человекоподобная ламия со змеиным хвостом или лягушечьими лапками и говорить не приходится… Каждый из нас смотрел фильм «Пятый элемент», но почти мимо каждого из нас прошло то, что Лилу воплощает собой любовь в образе человека, объединяет все четыре других элемента: воздух, воду, землю, огонь. Казалось бы и человеку стоит делать то же, но человек гонит от себя как сам образ природы, так и её душу, воплотившуюся в огромнейшем разнообразии маленьких стихиальных созданий.

Стихиальные создания сродни нам. Как мы выполняем какую-то одну функцию в работе, так и они… Смотрят, чистят, убирают, чинят, приносят, создают и др. И чем он ближе к нам, тем мы дальше от них.

И что любопытно… Описания подобного рода созданий будь то славянская, русская, испанская, французская, немецкая, английская, ирландская или какая-то другая мифологии, очень похожи. Словно под копирку писали.

В обликах стихиальных созданий современной Испании произошло смешение многонациональных черт и мультикультурных характеристик. Да, да, все эти создания обладают своей культурой, своим бытом и своими стихиальными особенностями. А некоторые из них, как например, вот эти дуендосы, в облике которых мы явно наблюдаем гены латиноамериканских предков, и вовсе гермафродиты.Дуэндосы_гермофродиты_2 Дуэндосы_гермофродитыЗдесь уже отражаются очень мощные мировоззренческие нюансы, получившие своё разрешение в физиологическом облике, указывающие на двуполость в одном образе и сохраняющие её в одном теле.

В Испании фей зачастую называют общим словом hada, также есть диалектные варианты fada, jada, faya. Некоторые исследователи рассматривают происхождение данного названия из латинского слова fatum — судьба. И если заглянуть поглубже, то так оно и есть. Все эти частные проявления могущественных стихий, обладающие теми же характерными особенностями, что и человек (они могут злиться, сердиться, смеяться, мстить и т. д.) — это проявление того самого судьбоносного начала. Если какое-либо создание не хочет самостоятельно творить свою судьбу, то ему при рождении нарекается судьба, которая в виде маленького духа или Дуэнде_латинбожества начинает работать тогда, когда кто-то не хочет творить свою жизнь сам. Судьба нарекается не только человеку на случай отказа души претворять божественный замысел, судьба нарекается и всем другим явлениям: и ручьям, и рекам, и озёрам, и полям, лесам и т. д. и т.д. И если души этих мест отказываются выполнять свою работу, то её выполняет тот, кому это предначертано, так как без духа создание, место или что-либо жить не может. Душа человека или душа жилища в виде дуэндоса в Испании или храмовничка на Руси может загрязняться, омрачаться, а следовательно, трансформироваться, что и проявляется в тех общедоступных и общеизвестных характеристиках или описаниях, которые удаётся найти в мифологических воззрениях испанцев или испанских бестиариях, или других источниках. Но эти описания не касаются сути, нутра этих созданий. Зачастую это набор предложений, разрозненный по сути и смыслу. Любопытно и то, что в названии слова «бестиарий» мы слышим русское слово «бес», а латинское слово bestia, от которого и произошло название формы, переводится как «зверь».

Если вдумчиво почитать всё то, что пишут про стихиальных созданий, живущих в Испании, то возникает ощущение, что это совершенно неосознанные создания, которые обладают огромной силой, приводя в движение которую, они приносят только вред, а за редким исключением и пользу. Также зачастую из такого рода описаний можно узнать о том, что они обладают очень сложным, очень капризным, очень сварливым характером. Учитывая, что каждый человек всё пропускает через свою призму восприятия и вообще каждое создание пропускает всё увиденное и услышанное через своё видение, то неудивительно если люди, отрицающие подобных созданий, ненароком встречаясь с ними видели в них то, что пышным цветом жило в них же самих. Таким образом, мы зачастую описываем не того, кто перед нами, а самих себя, убеждая при этом, что речь идёт о ком-то другом. А подобного рода создания с лёгкостью отзеркалят того, кто перед ними.

Дуэнде (Duende). Этот мифоним образован от словосочетания «dueno de la casa», что означает хозяин дома, Дуэнде_1которое происходит из латинского слова domitus (домашний). Дуэнде предпочитает зелёные, красные или серые наряды и обязательно носит шляпы или колпаки. В литературе встречается упоминание, что одна рука у дуэнде сделана из шерсти, а другая — из металла. ОченьДуэнде_2 любопытная архаика. Одной рукой в животом мире, другой рукой в мире металла и объединяет всё это в антропоморфном облике, порождая соединение нескольких проявлений одной плотной стихии — земли, и несущий в себе искру стихии огня, воздуха и ветра. С одной стороны, сказания о шаловливом духе, носящем разного цвета одежду и колпачки не соотносится с вдохновением, которое посещает поэта, музыканта, певца в момент творения. Но с Дуэнде_3другой стороны, трансформация понятия дуэнде могла быть очень мощной. Мы сейчас знаем о маленьких злобных или добрых эльфах и феях. Как правило, это феи и эльфы цветов, садов, лугов. Но были и совсем иные эльфы, которые являются прародителями всего этого стихиального мира. Возможно, и с дуэнде произошло то же… В Испании существует такое выражение: «Tener duende», — что означает «иметь вдохновение». Дуэнде — это сама душа, это дух, это искра стихии, входящая в того, кто её пускает и в сотворчестве создающая незабываемое и неподражаемое, так как «лишь к одному дуэнде неспособен, и это надо подчеркнуть, — к повторению. Дуэнде не повторяется, как облик штормового моря». Также Федерико Гарсиа Лорка в своей лекции «Дуэнде, тема с вариациями» пишет: «Ангел и муза нисходят. Ангел дарует свет, муза — склад (у нее учился Гесиод). Золотой лист или складку туники в лавровой своей рощице поэт берет за образец. А с дуэнде иначе: его надо будить самому, в тайниках крови. Но прежде — отстранить ангела, отшвырнуть музу и не трепетать перед фиалковой поэзией восемнадцатого века и монументом телескопа, где за стеклами дышит на ладан истощенная правилами муза». Федерико Гарсиа Лорка называет любовь пятым чувством, Люк Бессон — пятым элементом, а Николай Гумилёв — шестым чувством… Можно ли дать более ёмкоё и одновременно многомерное название нежели duende, которое за всю свою долгую жизнь не обрело покровов, оставаясь обнажённым, прозрачным до боли чистым и ярким?..

Трасго (Trasgo) из рода дуенде, ведущий своё начало от эльфов, постепенно трансформировавшийся вместе с изменением всего сущего. Кто-то считает его сородичем сильфа, Трасту_2Трастугнома или кобальта. Трасгу является очень популярным персонажем астурийской и кантабрийской мифологий. Некоторые видят в нём очень горделивого, порой вспыльчивого и злобного духа. Трасгу как и многие домовые отражает состояние хозяина дома. Если хозяин рад и доволен, то и трасгу в добродушном расположении духа. Если хозяин зол и рассержен, то трасгу зеркалит состояние хозяина и в доме возникает много помех. Также трасгу может быть и лесным духом.

Нуберу

Нуберу (Neberu) — облачный мастер — божество облаков и штормов, управляет воздушными потоками, беспрестанно создавая новые формы. Он следит за стоянием погоды и непогоды, настья и ненастья, возможно играет с ними, показывая человеку то, что происходит с самим человеком. Человек же зачастую воспринимает подобные проявления как шаловливые забавы злобного духа.

Анхана, хана, ксана, шана (anjana, anhana, anxana, xana) — название мифонима возводят к имени богини Дианы. Анхана — это одна из самых известных фей водной стихии, Анханаживущая в реках, водопадах, озёрах Кантабрии, где в лесах много источников с кристально чистой водой… Вероятнее всего, это создание зародилось на территории Европы, так как обладает белоснежной кожей и золотистыми прядями волос. По поверьям анханы противостоят жестоким циклопам Оханкану.

Оханкану

Эту фею наделяют такими качествами как добродушие, нежность, лёгкость, внимание и забота. Возможно, облик анханы больше сходен с обликом человека, нежели облик дуенде или трасгу, или нуберу, или эуро, или тренти. Поэтому в человеческом восприятии она становится желанной помощницей. Но и анхана, как водная гладь отражает как облик человека, так и его суть. Если человек с чистой душой услышит песню анханы, то его душа наполнится умиротворением и благодатью, а человек, душа которого сильно замутнена обидой и злобой, может ощутить удушение и даже сойти с ума. Меняя свои внутренниеАнхана_3 стихиальные потоки, человек меняет и стихиальные поткои вокруг, что Анхана_4одновременно усугубляет и его психофизиологическое состояние. И если после встречи с анханой послушать того, кто чист душой, то будет одно впечатление от этого стихиального создания, а если послушать другого, то будет ровно противоположное. Вот и формируются полярные точки зрения, которые потом переходят в сказания, легенды, сказки, былички, романы, поэмы и т.д. И каждый будет открывать и видеть свою анхану, своего трасго, своего нуберу. Кто-то увидит злобное создание, а кто-то лёгкое и воздушное, даже если и на нём уже лежит печать грусти, уныния и морока.

Тренти

Тренти_2

Тренти (Trenti) — дух леса обитающий в зарослях, куда редко заглядывают люди. Тренти очень сложно заметить, поскольку они с ног до головы покрыт мхом, листьями и даже шляпками грибов. По поверьям он любит пугать людей и особенно ему нравится задирать юбки у женщин. Возможно, это связано с теми женщинами, кто переступает границы дозволенного и пытается вызнать то, что совсем вызнавать не следует.

Эуро

 

 

Эуро/Еуро (Euro) — дух молний, может убить, а может устроить незабываемый фейервек особенно в жаркие летние ночи, когда летящие на мётлах ведьмочки спешат по своим неотложным делам. Одним из самых вредоносных образов считают бруху (brujo/bruja), то есть ведьму или колдунью. Происхождение мифонима brujo/bruja возводят кБруха_4 латинскому слову bruchus, что означает личинка древоточца. Образ личинки — это образ перевоплощения, метаморфоза, что в свою очередь отражается и в образе ведьмы. Что любопытно английское слово leechcraft (целительство, знахарство) происходит от слова leech (пиявка). Английское слово witch (ведьма) созвучно слову leech (пиявка). Так, Брухаобразы людей, обладающих знаниями, в своих названиях указывают на связь, а возможно, и генетическое родство с тем или иным образом, например, животного или насекомого с дальнейшим семантическим разделением. И получается, что слова и образы разделяются и выводится только лингвистические, фонетическое, этимологическое или семантическое родство или сходство и то, которое ещё нужно доказать тому, который зачастую и близко не осознаёт мощи и глубины всех тех процессов, которые происходят в мире стихий.

Когда я была в Сантьяго де Компостело, то в одном из чудных магазинчиков я прикупила чемоданчик с четырьмя разными настойками. К этому чемоданчику прилагался рецепт. Кеймада_бутылочкиЯ специально заказала перевод с испанского, чтобы поглубже понять суть. Полагаю, что у некоторых из Вас нижеследующий текст вызовет отвращение и полное непонимание. Но если Вы примите, если Вы вникните, то Вы почуете дуэнде в каждом слове и каждой строчке этого заговора. Пусть образы и передача их достаточно кривая, пусть обряд сильно претерпел изменения, частично превратился в рекламную сатиру умелых торговцев духом, но тем не менее речь идёт об очищении души от всей той скверны, которая только частично перечислена в тексте заговора. Подобные вещи невозможно воспринимать в логике религиозно-нравственных устоев, это можно почуять только душой, которая кричит и изнемогает от боли, которую и необходимо очистить пламенем, а не огнём водки или другой адской смеси…

РецептКеймада

Ингредиенты:

Виноградная водка, мелкий белый сахар, лимонная кожура и несколько кофейных зерен.

Приготовление:

В емкость из обожженной глины наливается водка и насыпается сахар в пропорции 120 г сахара на каждый литр жидкости. Добавляется лимонная кожура и кофейные зерна. Все перемешивается, затем смесь поджигается с помощью черпака (поварешки), в который предварительно надо положить немного сахара с водкой и поджечь. Очень медленно черпак подносят к емкости со смесью и переносят огонь с содержимого черпака на смесь. Смесь перемешивается до тех пор, пока весь сахар не растворится. В тот же черпак кладем немного сахара, на этот раз сухого, и держим его над горящей кеймадой, помешивая, пока он не превратится в сироп. Тогда выливаем его на огонь и, помешивая, ждем, пока языки пламени не станут голубого цвета.

Приготовление

Прежде всего, приготовьте немного лимонной кожуры. Зачем – я скажу вам позже. У вас должна быть с собой бумага с текстом «O conxuro da Queimada» («Заговор Кеймады»). Зачем – я скажу вам позже.

Предварительно вы должны выбрать пустынный пляж и, если это возможно, приготовить все за полчаса до прилива. Кроме того, было бы замечательно, если бы это происходило в новолуние или полнолуние; на саму кеймаду это не влияет, но придает мистическую атмосферу всей церемонии. Надо кинуть жребий, кому выпадет остаться самому трезвому (трезвой). Это не значит, что этот человек совсем не напьется, просто он напьется меньше остальных. В емкость из обожженной глины (лучше всего в специально предназначенную для приготовления кеймады) налейте виноградной водки. Наливая каждые двести миллилитров, отпивайте понемногу для пробы и потому что приготовление кеймады – дело больше внутреннее, чем внешнее…

После этого тот из вашей группы, кто будет шататься меньше других, должен положить в емкость сахар в пропорции 120 г на каждый литр жидкости. Это потому что, когда алкоголь начнет производить свое действие, вам будет уже ни до чего – ни до ведьм, ни до чертей, ни до шествий неприкаянных душ, ни до всяких других эффектов, которыми, как предполагается, должно сопровождаться это событие!!!

Теперь добавляется лимонная кожура и кофейные зерна. Видите? Поскольку к этому моменту все уже пьяны, вы должны быть очень рады, что приготовили лимонную кожуру, пока еще были в состоянии это сделать, не так ли?

Все перемешивается, затем смесь поджигается с помощью черпака, в который предварительно положили немного сахара с водкой. Сейчас подходящий момент, чтобы взять бумажку с «Заговором», дабы прочесть его и проникнуться ситуацией. Не волнуйтесь, если у вас будет двоиться в глазах, это вскоре исправится – часа через два, когда вы окунетесь в воду:).

Очень медленно черпак подносится к емкости со смесью, и огонь переходит с содержимого черпака на саму смесь. В это момент вы уже должны декламировать Заговор. Это должен делать тот (та) из вас, кому выпал жребий оставаться более трезвым (трезвой), иначе можно устроить пожар, а леса и так уже постоянно страдают от последствий воскресных приготовлений кеймады…

Теперь размешаем все и подождем, пока языки пламени не станут голубого цвета. Мешать надо, пока весь сахар не растворится.

Ну что, теперь пора пить кеймаду. Обычно, когда это делается, человек снимает одежду и начинает строить глазки кому-нибудь из своей компании. Покатайтесь голышом по песку и когда вы почувствуете, что песок забил вам места, о существовании которых вы даже не подозревали, окунайтесь в воду, и сами увидите, как это купание вас взбодрит. Тому (той) из вас, кому выпало оставаться более трезвому (трезвой), нужно будет вытаскивать из воды тех, кто не сможет сделать это самостоятельно… Нелегкая работа, но кто-то должен этим заниматься. И главное, помните, что потреблять алкоголь надо умеренно и ответственно.

Я не принимаю последующих жалоб :).Кеймада_2

Заговор (на галисийском языке)

Моучос, корушас, сапос е брушас.

Демос, траснос е дьяньос, эспритос дас невоадас вейгас.

Корвос, пинтигас е мейгас, фейтисос дас менсиньейрас.

Побрес каньотас фурадас, фогар дос вермес е алиманьяс.

Луме дас Сантас Компаньяс, маль де ольо, негрос мейгальос, чейро дос мортос, тронос е райос.

Оубео до кан, прегон да морте, фоусиньо до сатиро э пе до коельо.

Пекадора лингуа да мала мульер касада кун оме вельо.

Аверно де Сатан э Вельсеву, луме дос кадаврес ардентес, корпос мутиладос, дос индесентес, пейдос дос инферналес кус, мушидо да мар ембравескида.

Баррига инутиль да мульер солтейра, фалар дос гатос ке андан а шанейра, геделья порра да кабра маль парида.

Кон эсте фоль левантарей ас шамас десте луме ке асемелья ао до инферно, е фуширан ас брушас акабало дас сас эскобас, индосе баньяр на прайя дас ареас гордас.

Ойде, ойде! Ос рушидос ке дан ас кэ нон поден дейшар дэ кеймарсе но агоарденте, кедандо аси пурификадас.

Э кандо эсте бребаше баше полас носас горшас, кедаремос либрес дос малес да носа йальма э де тодо эмбрушаменто.

Форсас до ар, терра, маар э луме, а вос фаго эста шамада: си э вердаде ке тендес майс подэр ке а умана шенте, ейки э агора, фаседе кос эспритос дос амигос ке эстан фора, партисипен кон нос дэста кэймада.

Перевод

Филины, совы, жабы и ведьмы.

Злые демоны, черти и бесы, духи заснеженных долин.

Вороны, саламандры и ведьмы, колдовство знахарок.

Гнилой изъеденный тростник, полный червей и паразитов.

Огонь ночных процессий неприкаянных душ, сглаз, черное колдовство, запах смерти, громы и молнии.

Собачий лай, предвещающий смерть; рожа сатира и кроличья нога.

Грешный язык злой молодухи, выданной за старика.

Ад Сатаны и Вельзевула, огонь горящих трупов, искалеченные тела непристойников, вонючие выхлопы из адских задниц, шум бушующего моря.

Бесплодное чрево старой девы, мяуканье кошек во время течки, липкая спутанная шерсть рожденной до срока козы.

Этим черпаком я подниму языки этого пламени, которое напоминает адское пламя, и ведьмы умчатся прочь верхом на своих метлах, отправятся купаться на пляж с крупным песком.

Слушайте, слушайте! Вопли тех из них, что горят в нашей водке и таким образом очищаются.

И когда это пойло попадет в наши глотки, мы освободимся от зла, что есть в наших душах, и от всех чар.

Силы воздуха, земли, моря и огня, к вам взываю: если правда, что у вас больше могущества, чем у смертных людей, здесь и сейчас, сделайте, чтобы духи друзей, которых нет с нами, могли бы присоединиться к этой кеймаде.

Огненная стихия, выраженная в дуэнде, живёт в знойной Испании. Порой ярый огонь сжигает грязь и мусор, а тлеющий огонёк наоборот даёт движение тому гнилому и паразитическому, которое живёт в каждом. И только от самого человека зависит, выбирать огненного дуенде или спящего.

Дуэнде_4




Закладка постоянная ссылка.

Возможность комментирования заблокирована.